Ивановская горка - это возвышенная
местность в центре Москвы, находящаяся между Маросейкой и Покровкой
и улицей Солянкой. Своё название она получила от Ивановского
монастыря. О нём мы расскажем чуть позже, а начнём нашу прогулку опять
от станции метро "Китай-город". Только выйдем теперь
уже с другой стороны - к Политехническому музею и улице
Маросейка. Пройдём по чётной стороне улице один квартал и свернём
в первый переулок направо. Нам
откроется великолепный вид с холма - на лежащие внизу переулки
и высотное здание на Котельнической набережной. Итак, Большой
Спасоглинищевский переулок. В XVII веке он назывался
Горшечным (по горшечным лавкам, которых тогда здесь было немало), потом
- Спасским, в конце XVIII - начале XIX вв. - Алабовским (по фамилии
одного из домовладельцев), а в 1962-93 гг. - улицей Архипова
(по жившему в переулке художнику А.Е.Архипову). Название же
Спасоглинищевского он получил от храма Спаса Преображения, что
на Глинищах. Впервые эта церковь упоминается в духовном завещании
старца Симонова монастыря Адриана Ярлыка, написанного не позднее
1460 года: "А загородский свой двор у святого Спаса на
Глинищах, свою куплю, и с огородом, а то дал есми Фролу Яковлю
и его жене и детем". Видимо, когда-то здесь была местность
с глинистой почвой, откуда и пошло название храма. К 1657 г.
относится упоминание о каменной церкви. Перестройка старой и
обветшалой церкви была начата в 1780 г. богатым прихожанином,
коммерции советником Александром Яковлевичем Уваровым. Вся перестройка
храма была закончена в начале XIX века, а трапезную и колокольню
возвели к середине 19-го столетия. Авторство Спасопреображенской
церкви приписывается известному архитектору В.И. Баженову, хотя
точных данных на эту тему не имеется. Храм Спаса на Глинищах стоял
на месте современного дома №17 по Лубянскому проезду, идущему
параллельно с Большим Спасоглинищевским переулком. Разрушили
его в 1931 г. и в том же году начали строительство жилого здания
кооператива "Военный строитель", первую очередь которого
завершили в 1934-м (архитектор А.И.Ефимов). Журнал
"Строительство Москвы" (№2-1934) писал, что это "пример
чрезвычайно непродуманного и халтурного решения". Однако
подобная критика не помешала заселить дом известными воеными
деятелями того периода. В нём жили маршал Александр Ильич Егоров
(1883-1939), репрессированный в те самые годы, генерал-лейтенант
Алексей Алексеевич Игнатьев (1877-1954), лётчики Виктор
Степанович Хользунов (1905-1939), Тимофей Тимофеевич Хрюкин
(1910-1953; в 1982 г. ему установили бронзовую доску с изображением
самолёта, архитектор С.В.Клепиков), Анатолий Константинович
Серов (1910-1939). В честь последнего в 1939-1993 гг.
проезд и назывался. Скажу ещё, что женой этого известного в
30-е годы "сталинского
сокола", Героя Советского Союза, была актриса
Валентина Серова (до замужества Половикова). Тогда она только
набирала популярность, но на фильм "Девушка с характером",
где Валентина Ивановна снялась в главной роли, народ валил со
страшной силой. Муж, с которым она прожила только год,
погиб в авиакатастрофе вместе с Полиной Осипенко в мае 1939
г. в возрасте 29 лет. После его гибели она - молодая 22-летняя
женщина - не смогла больше жить в шикарной 5-комнатной квартире
№3 этого дома (принадлежавшей ранее А.И.Егорову) и переехала
на Большую Никитскую. Судьба этой удивительной и красивой
женщины сложилась интересно, но очень трагично. По ней сходили
с ума тысячи, её любили миллионы. Анатолий Серов, Константин
Симонов, Константин Рокоссовский... Вся страна следила за её
романами и восхищалась её красотой. Дом стоит до сих пор. Его арка возведена над
Малым Спасоглинищевским переулком, который соединяет Лубянский
проезд и Большой Спасоглинищевский переулок. В двухэтажном
доме №1, там где сейчас находится "М-Видео",
ещё совсем недавно располагался магазин "Природа",
где можно было купить всевозможные вершки-корешки, саженцы,
канареек и прочую мелкую живность. Вывеска ещё осталась, но
на дверях гласит надпись:"Магазин закрыт". Вся левая
сторона переулка - почти до Солянки - так и осталась незастроенной,
что очень удивительно для центра столицы, лишь в глубине можно
увидеть здания, ныне пустеющие или перестраивающиеся. Так,
например, в кирпичном 4-этажном доме находилась когда-то районная
поликлиника. Сейчас - ничего. Дом № 4 в Спасоглинищевском переулке был построен в конце XVIII в. и
принадлежал богатому и знатному человеку Александру Уварову. Считается, что дом построен по проекту М.Ф. Казакова, однако
подтверждений этому нет. Сергей Романюк в своей книге об истории московских
переулков пишет: " В этом роскошном доме были не только жилые помещения,
но и торговые лавки и винные склады - владелец дома был виноторговцем. В газете
"Московские ведомости" в марте 1786 г. читатели могли встретить такое
объявление: "В доме Московского именитого гражданина Александра Уварова, в
имеющемся у него питейном погребе, продается вновь привезенный самый лучший
вест-индский ром, ценою: анкер - 21 руб., ведро -7 руб., Эрмитаж, шато-марго,
пиво Англинское и портер, водки вейновые, и ликер французский, и коньяк".
В 1807 г. А.Я. Уваров продал дом и усадьбу за 65 тыс. руб.
петербургскому купцу И. В. Кусову, а тот в 1820 г. московским богачам Усачевым,
которые одарили в 1832 г. дом Императорскому Человеколюбивому обществу "для
богоугодного заведения и помещения обоего пола страждущих людей". Но вместо
этого чиновники общества устроили в нем свое правление, а позднее в доме
находились обычные квартиры, сдававшиеся внаем." Недолгое время - в 1899-1900
гг. - здесь жил художник Абрам Ефимович Архипов (1862-1930),
автор картин "Прачки", "По реке Оке", "Девушка
с кувшином" и др., о чём свидетельствует мемориальная доска,
воздвигнутая в 1966 г. В честь него Советская власть переименовала
переулок в улицу Архипова. Типа к 100-летию со дня рождения.
Сейчас в доме №4 располагается какой-то НИИ (если не ошибаюсь
- Экономики, информации и автоматизированных систем управления
рыбного хозяйства), всякие фирмы и Исполком Российской партии
жизни, которую возглавляет спикер Совета Федерации Сергей Миронов,
недавний кандидат в Президенты РФ. Дом №6 на углу с Малым
Спасоглинищевским переулком построен в 1912-13 гг. архитектором
Д.М.Челищевым. В советское время практически все здания, находящиеся
между Большим Спасоглинищевским переулком и современным Лубянским
проездом, перешли к ЦК КПСС и всяким секретным организациям.
Ну а что касается всё того же дома №6, то скажу, что в нём живёт
известный телеведущий Дмитрий Дибров. Соседний дом - №8 -
построили в 1920-х годах. В 1938 г. в нём жил шахматист Эммануил
Ласкер, а в 1950-х гг. - советский писатель-фантаст Иван Ефремов.
Во дворе - редакция газеты "Советский спорт", а рядышком
- московская хоральная синагога (д.10). В конце XIX века на
этой территории были открыты еврейское ремесленное училище,
получившее имя императора Александра II, и училище-приют для
детей бедняков "Талмуд-Тора". 10
февраля 1886 года щедрый благотворитель Московской еврейской общины банкир Лазарь Поляков
приобрел в этом же переулке два соседних дома со всеми строениями и землёй за
80 тысяч рублей. В том же году Губернаторское правление дало разрешение
на строительство здесь синагоги. Она была построена архитектором
С.С.Эйбушитцем в 1893-1896 гг. Торжественное открытие планировалось
на 1891 г., но великий князь Сергей Александрович, только
что назначенный генерал-губернатором Москвы, взялся активно
выселять евреев из города. Власти запретили освящать новую синагогу. Были упразднены "Талмуд-Тора" и училище.
Правлению еврейской общины настоятельно рекомендовали продать здание. Синагога
была опечатана, отстранён от должности и выселен без права дальнейшего
проживания в столице раввин Соломон Минор. Только революция 1905 года изменила ситуацию. Царским Манифестом от 17 октября
провозглашалась свобода вероисповеданий, и в начале 1906 года московские власти
дозволили открыть для молитвы Большую Хоральную синагогу. Правление общины провело необходимые реставрационные работы, к которым был
привлечен известный московский зодчий Роман Клейн. Он внёс в оформление Большого
молитвенного зала художественную изысканность модерна и 1 июня 1906 года
состоялось торжественное открытие Московской синагоги. В
2001 г. были восстановлены Звезда Давида, верхний этаж
и купол синагоги, снесённые 100 лет назад по приказу великого
князя Сергея Александровича, а напротив синагоги возвели
скульптурную композицию "Птица счастья" (скульптор
Игорь Бурганов) и миниатюрную "Стену плача" - символическую
иудейскую святыню. Больше заметных зданий
в Большом Спасоглинищевском переулке нет. Заканчивается он домом №9/1, построенным в 1790-х
годах капитаном А.И.Алабовым. Именно ему местность сия обязана
неофициальным названием - Алабова гора. Долгое время в
этом домишке распологалось фотоателье. А совсем недавно здесь
открыли итальянский ресторан.
Мы
вышли на улицу Солянку, уже известную нам по первой прогулке.
Но на этот раз мы пойдём не по ней, а свернём налево - на улицу
Забелина. Переулков на Ивановской горке много и мы не раз ещё
будем петлять, сворачивать и круто отклоняться в сторону. Такова
уж особенность этой замечательной местности. Итак, улица
Забелина - небольшая улочка, когда-то называвшаяся Солянкой,
а потом Большим Ивановским переулком . Дорога эта вела раньше
из Кремля к Ивановскому монастырю, по которому назван и переулок,
и вся эта местность. Ещё он звался Иконным, а с 1961 года носит
имя известного историка Москвы Ивана Егоровича Забелина (1820-1908).
По правой стороне тянутся корпуса бывшего доходного дома Варваринского товарищества домовладельцев
(на его первых этажах сейчас довольно-таки много всевозможных
фирм, турагентств, центров нетрадиционной медицины и прочее;
в том числе и Выставочный зал "На Солянке"). Корпуса
этого гиганта начала XX века примыкают как раз к Ивановскому
монастырю. Стоит, наверное, подробно на нём остановиться. Тут
есть о чём рассказать... Много загадок таят эти стены.
Точная дата основания монастыря
не установлена, но известно, что в 1415 г. существовал Ивановский
мужской монастырь "под Бором" в Замоскворечье - в
Черниговском переулке, близ Пятницкой улицы. Ещё известно, что
в конце XIV века на месте монастыря близ Кулишек жил старец
, который предсказал великому князю Василию Дмитриевичу рождение
сына Василия. Где-то в это время и состоялся перенос Ивановского
монастыря из Замоскворечья на Кулишки, в дальнейшем переросшего
в женскую обитель. Предполагается, что время её создания
относится к периоду княжения Ивана III (правил в 1462-1505), но, возможно, что
монастырь был заложен и раньше, поскольку архитектура церквей
Усекновения главы Иоанна Предтечи с приделами Николая Угодника
и Казанской иконы Божией матери над Святыми воротами соответствовала
архитектуре XIV-XV столетий. По другой же версии, Ивановский
женский монастырь был основан в 1533 г. великим князем Василием
III и его женой Еленой Глинской в честь рождения их сына Ивана
IV (тот, что позже стал Грозным) и праздника Дня усекновения
главы Иоанна Предтечи. Но впервые монастырь упоминается в исторических
актах в 1604 году. Каменная церковь Иоана Предтечи с
приделом Николая Чудотворца была построена в 1657 г., а в 1701
г. при содействии Петра I в монастыре возвели каменную крестовую
палату с сенями. В 1753-м территорию Ивановской обители огородили
каменной стеной, длина которой по периметру составила 263 метра.
Во двор монастыря вели двое ворот: Святые - северные, напротив
Хохловского переулка, и Восточные, выходящие в Малый Ивановский переулок.
Над двухарочными Святыми воротами стояла церковь памяти Происхождения
Честных Древ, с севера к ним примыкала келья настоятельницы,
а с юга - сторожка. В центре двора находился собор Иоанна Предтечи
с трапезной и колокольней с северной стороны. К юго-западному
углу трапезной прислонялась одноэтажная палата тюрьмы с подвалами
под трапезной и собором. "Экономика монастыря, - пишет
в книге "Под сенью монастырей московских" Юрий Бураков,
- основывалась на вкладах царской семьи, знатных покровителей
и подаяниях. Такое хозяйство называлось тогда "ружным".
Монастырь имел своих крестьян. Так, по состоянию на 1700 год
за ним числилось всего 37 крестьянских дворов, в 1744 г. у него
уже был в распоряжении 221 крестьянин, а к 1812 г. число их возросло
до 813 душ. Помимо подаяний и вкладов монастырь получал финансовую
поддержку и со стороны государственной казны. Так, по записи
в Книге росписи жалованья московским церквам от 1677 г. значится,
что "...со 133 году (1625-й год) церкви Иоанна Предтечи,
что был Ивановский монастырь под Бором, великий государь жалованья
годовых и хлебных денег в полы: попу 3 руб., дьякону рубль, просвирщице
25 алтын, пономарю полтина". Были в монастыре и "рабыни".
Так, в 1624 г. в него были направлены для чёрных работ
шесть пленных женщин и жена казака Рудкова Офимьца... В 1726
г. в монастыре по просьбе князя Давыда Волконского была пострижена
его мать Анастасия, урождённая Демидова, вдова князя Владимира
Волконского. Обряд пострижения совершала игуменья Мария Цимерманова.
Естественно, что вместе с пострижением в обитель поступала значительная
денежная сумма на её содержание, а также в пользу монастырской
казны. Потомки князя Семёна Романовича Пожарского, убитого
в 1659 г. крымским ханом за дерзость (плюнул в лицо хана), подарили
монастырю в 1700 г. село Вытнево на реке Угреде, сельцо Юрьевское
и деревню Сафоново Московского уезда "на помину души его
и жены княгини Авдотьи Васильевны". В годы польской
интервенции монастырь был разграблен, а в 1654 г. чума унесла
из жизни сто монахинь из ста тридцати. Ну и к тому же частые
пожары несколько раз становились причиной закрытия обители. С
1654 года у стен Ивановского монастыря проводились так называемые
"бабьи шерстяные ярмарки". Ежегодно 29 августа в день
памяти Иоанна Предтечи "монахини и белицы выносили за ворота
свои рукоделия: нитки, пряденую шерсть, кружева, чулки и проч.
Всё это они распродовали на ярмарке, которая впоследствии расширилась
и существовала довольно долго". (И.К.Кондратьев. "Седая
старина Москвы"). Тот же Ю.Бураков пишет: "...
Ивановский монастырь волей судеб несколько отличался от других
женских монастырей. Во-первых, в его стены не впускали посетителей,
а выход инокиням в город разрешался лишь в крайних случаях.
Во-вторых, большинство инокинь были людьми со светским образованием
и знанием иностранных языков, поэтому в обители многие из них
переводили духовные книги на русский и иностранные языки. И,
в-третьих, поскольку он располагался неподалёку от пыточной
Тайной канцелярии (угол Мясницкой и Большого Златоустинского
переулка), то был вынужден содержать в своих стенах или уголовных
преступниц или вероотступниц. Первой же узницей знатного
рода была вторая супруга царевича Ивана, старшего сына Ивана
Грозного, царевна Пелагея Михайловна Петрова-Соловая, в иночестве
Параскевна. По настоянию Грозного она была насильственно пострижена
в Белозёрском монастыре, а затем перевезена сюда. В этом остроге
она прожила до 1620 г., то есть на 39 лет пережила своего супруга.
Тело царевны после её смерти было перенесено в великокняжескую
усыпальницу Вознесенского монастыря. Есть нечёткие сведения,
будто бы в том же 1620 г. скончалась и первая жена царевича
Ивана Евдокия Богдановна Сабурова, насильно постриженная ранее
и находившаяся в этом же монастыре под именем Александры. Содержалась
в обители и старица Таисия из знатного рода князей Масальских,
которая переписывалась с князем Василием Васильевичем Голицыным,
участником заговора против Василия Шуйского и одним из претендентов
на царский трон в 1606-1610 гг." А по утверждению Карамзина
здесь в 1610 году была заключена и его супруга - царица Мария
Петровна Шуйская, перевезённая потом в Покровский Суздальский
монастырь. На кладбище при монастыре были захоронены князья
Засекины, Волынские, Ознобишины, Хомутовы, Ордын-Нащокины, Резановы,
Елизаровы, Окуньковы, Оболенские, Лихаревы... Здесь же похоронили
двух "христоверов", начальников раскола - муромского
крестьянина Ивана Тимофеевича Суслова и его преемника, бывшего
стрельца, Прокопия Даниловича Лункина. С помощью старицы
Анастасии (Агафьи Карповой) они основали в монастыре секту "духовных
христиан" или, как их ещё называли, "хлыстовцев",
в основу учения которых было положено убеждение о возможности
прямого общения со Святым Духом, а также о воплощении бога в
праведниках секты - "христах" и "богородицах".
На могиле Лункина (он был в секте "христом") соорудили
каменный памятник и на гробнице написали похвалу святости погребённого...
Когда в 1739 г. благодаря расследованиям знаменитого сыщика
и грабителя Ваньки Каина (Иван Осипов Каин, 1718-1755) была обнаружена хлыстовщина, трупы обоих лжеучителей
были вырыты палачами, вывезены в поле и там сожжены. Старицу
же Настасью согласно Синодальному указу от 17 июня 1734 г. как
"ересеначальницу", у которой "бывали сборища
, на коих совершались богопротивные действия", приговорили
к смертной казни , а её сподвижниц - к "ссылке в дальние
монастыри на тяжкую работу". У северной стены обители
находилась когда-то могила, на мемориальной плите которой славянской
вязью было начертано: "лета 7146 (1638 года) марта
в 1-й день на память святые преподобномученицы Евдокия приставися
раба Божия девица Дарья, в инокинях схимница Марфа юродивая". Сюда приходили
служить панихиды беременные женщины и получали помощь. Ни о
происхождении схимонахини Марфы, ни о её образе жизни неизвестно
ничего.
Одной из самых известных узниц Ивановского монастыря
была помещица-"людоедка" Дарья Николаевна Салтыкова
(1730-1801), получившая прозвище Салтычиха. Она была третьей
дочерью помещика Николая Артомоновича Иванова и внучкой крупного
должностного лица конца XVII века думного дьяка Артомона Ивановича
Иванова (он возглавлял Поместный приказ, а позже ведал
ещё Иноземским, Рейтарским и Пушкарским приказами). Замуж
Дарья вышла за ротмистра лейб-гвардии конного полка Глеба Алексеевича
Салтыкова, представителя знатного дворянского рода, родила ему
двух сыновей и в 26 лет овдовела. После смерти мужа она стала
единоличной хозяйкой 600 крестьян и огромных владений в Костромской,
Вологодской и Московской губерниях. Постоянно помещица проживала
на углу Кузнецкого Моста и Большой Лубянки, а отдыхать любила
в селе Троицком Подольского уезда (район нынешнего Тёплого
Стана). В течение 7 лет Салтычиха
замучила до смерти 139 душ, преимущественно женщин, в том числе
несколько девочек 11 - 12 лет. Главной причиной её гнева было нечистое мытье
платья или полов. Обыкновенно она начинала "наказывать" сама, нанося побои
скалкой, палками, поленьями, раскалённым утюгом... Затем, по ее приказанию, конюхи и гайдуки
били провинившуюся розгами, батогами, кнутом и плетьми. Под влиянием криков
барыни: "Бейте до смерти, бейте сильнее !", последние нередко исполняли в точности ее приказ. После
истязаний жертву снова заставляли мыть полы, чего обычно обессилевшие
девки делать были уже не в состоянии. В
случаях особого исступления она морила голодом, привязывала голых девок на морозе,
обливала кипятком, брала за уши горячими щипцами, кидала
девочек с высокого крыльца и т. п. Так, убивая крестьянку Ларионову, Салтычиха
в приступе бешенства схватила свечу и поднесла пламя к волосам
девушки, а крестьянку Петрову в ноябре месяце загоняли палкой
в пруд и заставляли стоять по горло в воде по нескольку часов.
Много раз пытались на неё жаловаться, но, благодаря знакомствам
и взяткам, всё Салтычихе сходило с рук и жалобщики направлялись
назад к садистке. Любовником её был дворянин Николай Андреевич
Тютчев (позже его родственник - Иван Тютчев, отец великого русского
поэта, - приобретёт село Троицкое). Однако тот отверг её любовь
и решил жениться на другой женщине - брянской дворянке Пелагее
Денисовне Панютиной. Салтычиха, узнав об измене, накупила горючих
веществ и приказала двум гайдукам подпалить дом Тютчева, да
так, чтобы непременно в огне погибли и он, и его невеста. Но
слуги так и не смогли выполнить поручение, побоявшись убивать
представителя дворянства. Была ещё одна попытка со стороны Салтыковой
отомстить бывшему любовнику, но и она закончилась ничем. Страшные
деяния её стали известны в 1762 году. Двое крепостных - Савелий
Мартынов и Ермолай Ильин (у последнего Салтыкова убила трёх
жён) бежали в Петербург и подали только что взошедшей на престол
Екатерине II жалобу на душегубку. Молодая императрица прореагировала
незамедлительно, взяв под личный контроль это дело. Салтычиха
все обвинения отрицала и Тайная канцелярия подала запрос
о возможности подвергнуть непокорную пыткам в целях получения
признания. Но государыня приказала поначалу попробовать устыдить
злодейку, для чего предписывалось определить в дом Салтыковой
самого честного и знающего священника. Батюшка 4 месяца обрабатывал
помещицу, но потом объявил, что "сия дама погрязла в грехе"
и добиться от неё раскаяния невозможно. 17 мая 1764 года на
Дарью Николаевну Салтыкову было наконец заведено уголовное дело.
Юстиц-коллегия провела следствие и в 1768 году признав, что Салтычиха "немалое число людей своих мужеска и
женска пола бесчеловечно, мучительски убивала до смерти", приговорила её к
смертной казни. Но Екатерина II своим указом от 12 июня 1768 г. приказала лишить
Салтычиху дворянского сословия, всех званий, имущества, материнских
прав и постановила впредь именовать "сие чудовище мущиною".
Мздоимцы и взяточники, покрывавшие убийцу, были отправлены в
ссылку, подельников её приговорили к публичной порке, вырыванию
ноздрей и последующей вечной каторге в Нерчинск , а главную
виновницу 17 ноября 1768 г. подвергли гражданской казни на Красной
площади. Салтычиху возвели на эшафот, приковали цепями к позорному
столбу и повесили на грудь табличку со словами "Мучительница
и душегубица". После часового стояния её заключили в яму
под Соборной церковью Ивановского монастыря. 11 лет содержалась
она в тёмном склепе под охраной солдата. Свечку в темницу вносили
только на время еды, которую он ей подавал. От караульного солдата
Салтычиха родила ребёнка. После этого остальные 22 года Дарья
Салтыкова провела в специальной клетке, пристроенной к собору,
на виду у всех прихожан. Умерла она в 1801 году и похоронили
её на кладбище Донского монастыря. Кстати, надгробие её сохранилось
до наших дней. Почти одновременно с Салтычихой в Ивановском
монастыре томилась другая узница, которую многие называют "русской
железной маской". В 1785 году в обитель доставили молодую женщину
- под конвоем, в карете, окна которой были плотно задёрнуты
занавесками - и поселили в отдельном домике из трёх комнатокпостроенном
у восточной стены монастыря, рядом с покоями игуменьи. В двух жила узница, в третьей — ее келейница. Занавески на окнах быливсегда
задернуты, монастырские служители бесцеремонно отгоняли от домика всех не в меру
любопытных. Узница приняла постриг и стала инокиней Досифеей. Жила Досифея в
строжайшем затворе, и лицо её долгие годы разрешено было видеть только игуменье,
келейнице, монастырскому священнику и его причетнику. Иногда, по ночам, её
проводили в надвратный храм по специально сколоченному для этой цели дощатому
коридору и закрытой с боков лестнице. Причетник запирал храм изнутри, и
священник начинал службу для одной-единственной богомолки. Рассказывают, что на имя Досифеи регулярно приходили из Петербурга, из
казначейства, значительные суммы, дополняемые щедрыми пожертвованиями «от
неизвестных лиц». После смерти Екатерины II и, в особенности, в первые годы
царствования Александра I режим монастырского заточения был заметно смягчен, и
Досифею смогли посещать новые лица, в частности, московский купец Шепелев.
Видимо, тогда неизвестный живописец и написал ее портрет. В эти годы в разговорах с близкими ей людьми инокиня Досифея стала упоминать
иногда и свое мирское имя — Августа. Имя это слышала из её уст, в частности,
девица Гликерия Головина, которая некоторое время обучалась в монастыре и сумела
внушить к себе доверие Досифеи. Воспоминания Головиной опубликовал в 1865 году
её внук - Смагин - на страницах газеты «Современная летопись». По словам Головиной, Досифея показывала «медальон с портретом императрицы
Елизаветы и говорила о каком-то письме, которое она долго при себе хранила и,
которое, как ни тяжело было ей, как ни много над ним плакала она, но решилась
наконец сжечь, вероятно, это было письмо ее матери». Монахиня Досифея
умерла 4 февраля 1810 г. Похороны её, по словам очевидцев,
превратились в торжественное печальное шествие по Солянке к
Таганской площади, а оттуда к Новоспасскому монастырю, в котором
размещалась усыпальница Романовых. Катафалк окружали монахини
в чёрном, присутствовал епископ. Похоронную процессию замыкала
кавалькада сытых коней, запряжённых в лёгкие санки и кареты.
На отпевание инокини прибыла вся знать во главе с главнокомандующим
Московским гарнизоном графом Гудовичем, присутствовали генералы
в парадных мундирах и при орденах, сенаторы и прочие вельможы. Однако,
несмотря на почти царский ритуал похорон, инокиню Досифею опустили
в могилу, вырытую справа от ворот у монастырской стены. На каменной
плите написали: "Под сим камнем положено тело усопшия о
Господе монахини Досифеи обители Ивановского монастыря, подвизавшейся
о Христе Иисусе в монашестве 25 лет, а скончавшейся февраля
4, 1810 г. Всего ея жития было 64 года. Боже, всели ее в вечных
Твоих обителях !" В 1910 г., спустя 100 лет, над могилой
Досифеи соорудили небольшую часовню, остатки которой сохранились
до нашего времени. Кем же была эта таинственная Досифея
? Почему похоронили её не в Ивановском монастыре, а в Новоспасском
- фамильной усыпальнице царственного рода Романовых ? Историки
предполагают, что под "железной маской" скрывали внебрачную
дочь императрицы Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского Августину
- возможную претендентку на русский престол, имевшую больше
прав на корону нежели немецкая принцесса Екатерина. Это обстоятельство
и явилось причиной приказа Екатерины II о розыске Августины
в Европе, а заодно и авантюристки, выдающей себя за княгиню
Тараканову, то есть дочь Елизаветы. Впрочем, именем Таракановой
последняя никогда не пользовалась. Госпожа Франк, госпожа Шолл,
Али Эметти, княжна Волдомир с Кавказа, Азовская принцесса, графиня
Пиннеберг, царица Елизавета, наконец... Так много имён, но настоящее
имя этой красивой женщины галантного XVII века осталось неизвестным.
Возможно, что и сама "Тараканова" толком не знала
о своём происхождении и искренне верила, что является дочерью
покойной императрицы и графа Разумовского, а, может быть, авантюрный
характер и желание жить в роскоши способствовали сочинению истории
о возможном родстве с Елизаветой Петровной и наследии российского
престола... Во всяком случае, в феврале 1775 г. в Италии усилиями
графа Алексея Орлова она была арестована, привезена в Россию
и заключена в Петропавловскую крепость. По легенде, "княжна
Тараканова" погибла во время сильного наводнения в Санкт-Петербурге,
забытая в камере тюрьмы. Именно этот момент запечатлел на
своей картине художник Флавицкий. Но на самом деле прекрасная
авантюристка умерла в камере Петропавловки 4 декабря 1775 года
от чахотки. Ну а истинную Августину Тимофеевну Тараканову
только спустя 10 лет смогли разыскать и обманным путём доставить
в московский Ивановский монастырь. Но была ли она действительно
истинной дочерью Елизаветы ? Официальных свидетельств рождения
Августы нет. Имеются лишь сведения, что до 11 лет она воспитывалась
в России, а потом была отправлена в Голландию, где её следы
затерялись, что Елизавета Петровна думала выдать её замуж
за Петра Августина Голштейн-Бекского. А ещё был портрет - один-единственный
- Досифеи, на обратной стороне которого чёрной краской было
написано: "Принцесса Августа Тараканова во иноцех Досифея,
пострижена в Москве Ивановском монастыре". Ну и такой момент:
имя "мученицы Августы" упомянуто в святцах 24 ноября.
Именно в этот день, в 1741 году, начался дворцовый переворот,
который привёл на российский трон Елизавету Петровну. А спустя
год - 24 ноября 1742 г. - состоялось тайное венчание Елизаветы
и графа Разумовского. Почему не могли родители дать дочери имя
святой, поминающейся в день их венчания ? Ну и опять же - пышные
похороны в Новоспасском монастыре... Всё говорит за то, что
Досифея являлась настоящей княжной Таракановой, которую императрица
Екатерина II изолировала и от внешнего мира, и от мыслей о престоле
российском. Сколько тайн и белых пятен таит русская история
! Будь то XVIII век, будь то XX-е столетие... Годы проходят,
а истина не всплывает. Даже наоборот - обрастает новыми легендами.
Но тем и интересней, наверное, во всё это погружаться...
Что
ж, вернёмся к нашему Ивановскому монастырю. Досифея умерла в
1810-м, а через два года Наполеон напал на Россию. Часть сокровищ
игуменья успела отправить с большей частью монахинь в Вологду
ещё до прихода французов в город. В монастыре оставалось лишь
несколько стариц да игуменья Елпидифора. Пожар 1812 года не пощадил
сию обитель - почти ничего от неё не осталось. Одни головешки.
Решением Синода монастырь в 1813 г. был упразднён. Соборную
церковь перевели в разряд приходских с зачислением в Никитский
сорок, а в других зданиях разместили конторы и оборудоволи квартиры
для служащих при Синодальной типографии. Высочайшим разрешением
императора Александра II в 1859 г. приступили к обновлению Ивановского
монастыря. Нашли и источник финансирования: перед смертью вдова
подполковника Макарова-Зубачёва Елизавета Алексеевна завещала
монастырю необходимую сумму на его восстановление и строительство
в нём новых зданий. После её смерти в 1858 г. судьбу восстановления
взяла в свои руки купчиха М.А.Мазурина. Она начала свою деятельность
с того, что "выгнала всех синодальных служащих и священника,
сломала все прежние здания, вывела фундаменты для новых, построила
великолепную каменную ограду вокруг всего монастыря, и дальше
дело застопорилось. Она в течении более десятка лет упорно отказывалась
от достройки монастыря, вероятно, потому, что по поверью, существующему
среди московского купечества и духовенства, в новой церкви первым
покойником должен быть храмоздатель. Умирать же ей не хотелось,
и она не торопилась с окончанием постройки". Только 5
октября
1879 г. главный собор был освящён. Тогда же была открыта заново
отстроенная больничная церковь святой праведницы Елизаветы.
Проект нового комплекса разработал
архитектор М.Д.Быковский. По завершении работ монастырь
предстал комплексом, объединённым в стройный ансамбль с огромным
четырёхстолпным собором в центре (купол его - копия купола
собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции), окружённым высокими каменными
стенами. При монастыре были организованы церковное училище для
девочек-сироток и больница для монахинь всех московских монастырей,
иконописная школа для сестёр обитеди, ясли для детей подкидышей.
Во время войны с Турцией в 1877-78 гг. в обители был оборудован
госпиталь для раненых воинов и открыта духовная библиотека.
К 1908 г. монастырь владел хутором Черенцово, находящимся недалеко
Химок; там же стояла деревянная церковь Сергия Радонежского,
церковноприходская школа и 150 десятин леса. В штатах монастыря
числились: игуменья, 20 монахинь, 200 послушниц. Ивановский монастырь закрыли в 1918 г. одним
из первых в Москве. Помещения заняли под концлагерь ВЧК-ОГПУ-НКВД
(Ивановский особый концентрационный лагерь принудительного труда;
такие же лагеря организовали в Спасо-Андроньевском и Новоспасском
монастырях - содержались там, главным образом, белогвардейцы
и сочувствующие им лица), позже под филиал Таганской тюрьмы.
Затем здесь находилась заочная юридическая школа НКВД-МВД. А
в надстроенном настоятельском корпусе располагалась лаборатория
полевой криминалистики. Летом 1941 г. отсюда
уходили на фронт в тыл врага диверсионно-разведывательные подразделения
истребительного мотострелкового полка УНКВД Москвы и Московской
области, сформированного из добравольцев - сотрудников милиции
и трудящихся. Внутри монастырского комплекса поставлен монумент
- пятиметровый обнажённый меч, у основания которого высечен
текст: "Вечная слава партизанам и воинам - сотрудникам
органов внутренних дел, погибшим в боях под Москвой 1941-1942
гг." В 1980-х годах в соборе находился Центральный государственный
архив Московской области, а восточный корпус келий принадлежал
1-му району эксплуатации теплосети "Мосэнерго". В
домах же причта размещались швейная фабрика и жилые квартиры. До
сих пор часть монастырских помещений занимает Юридический
университет МВД РФ, несколько строений в 1992 г. передали Братству
Святого князя Владимира. 11 октября 2000 г. Священный Синод
принял решение об открытии Ивановского монастыря. В церкви Елисаветы возобновили богослужения,
а у стен монастыря открыли лавку церковной утвари и поставили
лоток, где можно попробовать монастырской трапезы. Конечно,
в советское время здания обители здорово перестроили, надстроили,
а многие строения обветшали и реставрационные работы, хоть и
медленными темпами, но идут. Да, и скажу, что в монастыре
находятся такие святыни, как частицы мощей Иоанна Крестителя
и Смоленская икона Божией Матери.
Рядом
с Ивановским монастырём, на высоком холме и пересечении трёх
переулков, стоит белокаменный храм святого равноапостольного
князя Владимира, "что
в Старых Садех". Впервые он упоминается в духовной грамоте
великого князя Василия Дмитриевича, написанной в 1423 г., где
говорится о "Новом дворе" за городом у святого Владимира,
который князь завещает своему сыну вместе с вотчиной - "великим
княженьем". Название Старые сады появилось в конце XV в.,
когда при великом князе Иване III загородный великокняжеский
дворец был перенесён на Воронцово поле. В 1514-16 гг. по заказу
великого князя Василия III Алевизом Фрязиным был сооружён каменный
храм. Во второй половине XVII века старую постройку разобрали
и выстроили новую. Южный придел во имя Кирика и Иулиты построен
в 1677 г., а северный - во имя Бориса и Глеба - в 1689 г. Колокольню
тоже выстроили заново на старом основании. В 1812 г. храм горел.
При его восстановлении были разобраны кокошники, но сомкнутый свод и пятиглавое завершение сохранили.В 1930-е годы церковь
была закрыта. Сломали все главы, уничтожили внутреннее убранство. 28 января 1933 г. президиум Моссовета
рассматривал ходатайство закрытии церкви "так называемого
Владимира" и постановил: "принимая во внимание: 1)
острую необходимость в помещении для ОГПУ и 2) пригодность для
этой цели помещения церкви "т.н. Владимира", её закрыть
и передать ОГПУ". Позже в храме размещалось хранилище книг
Исторической библиотеки, а в 1991 г. его снова вернулили верующим.
В 1970-80-х годах церковь активно реставрировали. В 1979-м
восстановили колокольню, в 1983-м - основной храм и пятиглавие. Сейчас
при храме действуют воскресная школа, православная гимназия,
детский сад, школа церковного пения, учебная столярная мастерская,
благотворительное братство во имя св. кн. Владимира, издательство. К храму приписаны Ивановский женский монастырь и храм прп. Елисаветы.
Влево от храма уходит к Покровке Старосадский переулок. Назвали
его так, естественно, по великокняжеским Старым Садам. Но до
1922 г. переулок назывался Космодамианским (а также Квасным).
По храму святых Космы и Дамиана, сохранившемуся до наших дней.
К нему мы ещё придём по нашему переулку. А пока коснёмся
других интересных архитектурных сооружений. Рядом с Владимирской
церковью высится новый корпус Государственной публичной
исторической библиотеки Российской Федерации (д.9) Открыта она
была в 1938 г. Основой её фондов явилась библиотека,
собранная историком и археологом Александром Дмитриевичем Чертковым
(1789-1858), в начале XIX в., в ней также находится и несколько
знаменитых книжных собраний прошлого столетия - князя А.И.Барятинского,
состоящее из шести разных библиотек, приобретённых князем в
разное время - историка и археографа П.М.Строева (1796-1876),
востоковеда А.И.Гульянова, этнографа А.Ф.Гильфердинга и других;
библиотека московского коллекционера А.П.Бахрушина, в которой
много книг по истории Москвы; знаменитого историка И.Е.Забелина;
своеобразное собрание М.Д.Хмырова, не жалевшего средств на приобретение
периодических изданий, которые он разрезал и подбирал по различным
темам; библиотеки К.К.Герца (книги по искусствоведению), Н.И.Муравьёва-Карского
(по военному делу), А.А.Котляревского (по мифологии, этнографии);
Института Красной профессуры, Коммунистического университета
трудящихся Востока и другие. Фонд библиотеки составляет около 4
млн. единиц хранения. Здание старого корпуса библиотеки
было построено в 1901 г. для мужской и женской школ Общества
приказчиков (арх. Б.Н.Кожевников). В него включён и дом XVIII
в., стоящий торцом к переулку. В конце XVII в. этим участком
владел "подьячий Померной избы" Яков Байбаков. В 1828
г. его владельцем стал купец-чаеторговец Александр Алексеевич
Куманин, представитель знатной купеческой фамилии. Отец его
- Алексей Алексеевич Куманин -
был "первостатейным купцом, коммерции советником",
в 1792-95 гг. являлся бургомистром московского магистрата, а
в 1811-13 гг. - Московским городским головою. Женат Александр
Куманин был на старшей сестре матери Ф.М.Достоевского - Александре
Фёдоровне. Супруги были крёстными великого писателя и поддерживали
его материально. Писатель
неоднократно бывал у них в доме.
Некоторые литературоведы считают, что Александра
Фёдоровна послужила прообразом старушки
Рогожиной в романе "Идиот" и бабуленьки в "Игроке". Здание
было перестроено в 1913 г., а через 25 лет в нём открылась "Историчка". С
другой стороны библиотека граничит ещё с одним храмом. Правда,
это уже не привычная нам православная церковь, а лютеранская
кирха Петра и Павла (д.7). В XVIII в. этой территорией владел
генерал-поручик В.И.Лопухин (1705-1797), а потом его сын, публицист, мистик и государственный деятель Иван Владимирович Лопухин (1756-1816).
По его воспоминаниям, изданным А.Герценом за границей, он был
"воспитан в рассуждении тела в крайней неге, а со стороны
знаний в большом небрежении", но сумел образовать себя
сам - стал одним из близких сотрудников просветителя Н.И.Новикова.
Служил он советником Уголовной палаты, и "в должности сей
принял себе за правило наблюдать, чтоб невинный не был никогда
осуждён, так бы и виноватый не избежал бы наказания". В
1790 г. Лопухин написал "Нравоучительный катехизис истинных франкмасонов",
был великим мастером одной из лож, помогал бедным, устраивал школы, открыл
типографии в Москве. Когда в 1792 г. началось преследование мартинистов, Лопухин сначала назначен был
в ссылку, но потом оставлен в Москве, "ради престарелого отца". До конца 1796 г.
он проживал в Москве и напечатал: "Изображение мечты равенства и буйной свободы
с пагубными их плодами" (1794), "Излияние сердца чтущего благость единоначалия"
(1795), "Описание нескольких картин и список с некоторых отрывков, находящихся в
магазине давнего смотрения на внутренние причины действий и на слепоту
развращенных французов" (1795) и "Подражание некоторым песням Давыдовым"
(стихами, 1796). С воцарением Павла
I он внезапно был вызван в Петербурги назначен
статс-секретарем, но в начале следующего года переведен сенатором в Москву. В
разборе уголовных и следственных сенатских дел он проявлял те же черты
человеколюбия, что и в уголовной палате. В 1800 г. вместе с сенатором
Спиридоновым ревизовал губернии Казанскую, Вятскую и Оренбургскую, причем
обнаружил особенное попечение о крестьянах. В 1801 г. Лопухин, ревизуя Харьковскую губернию, занялся там разбором дела о
духоборцах. Вышедши в 1812 г.
в отставку, он поселился в своем имении и там скончался. Усадьба
Лопухина стояла в глубине улицы. В 1812 г. она здорово обгорела,
а через год после его смерти куплена для лютеранской Петропавловской церкви.
В июле 1818 г. бывшие в Москве прусский король Фридрих Вильгельм
III (его дочь была замужем за великим князем
Николаем Павловичем), кронпринц и герцог Мекленбург-Стрелиц положили закладные
камни, а в следующем году бывший лопухинский особняк был переделан
и 18 августа 1819 г. храм освятили и в нём начались службы. В феврале 1837 г. в кирхе впервые зазвучал орган, а 4 мая 1843 г. в
ней с благотворительным
концертом выступалприехавший на гастроли в Россию Ференц Лист и, как пишут историки, "доставил
обильный сбор" для сирот, воспитывавшихся
лютеранским приходом.
Это было единственное публичное выступление знаменитого пианиста
с игрой на органе. Церковь была переполнена, в ней находилось
более 1000 человек, по словам современника, "он очень сильно
подействовал на нервы слушателей; некоторые дамы плакали, другие
- нюхали эфир". Май в том году выдался довольно-таки холодным.
Поэт Фёдор Николаевич Глинка написал по этому поводу следующие
строки: Наш май угрюм и не цветист.
Знать осень возвратилась снова: Как
грустно ! - Здешнего листочка нет роднова. Лишь
радует Москву один
- нездешний Лист.
Ференц Лист во время этих
гастролей останавливался у композитора Александра Варламова
(1801-1848) в знаменитом "Соловьином доме" (Никитский
бульвар, д.6). К сожалению, не так давно московские власти снесли
этот архитектурный памятник.... Когда в середине XIX
столетия число членов лютеранской общины превысило 6 тысяч, было принято
решение о реконструкции храма по плану архитектора А.А.Мейнгардта
в неоготическом стиле , которое завершилось в
январе 1862 года. В 1863 году на башню был поднят колокол, подаренный Вильгельмом I. В 1903 году
Церковный совет объявил конкурс на
лучший проект нового
здания церкви;
первую премию получил Вильям
Францевич Валькот (1874-1943), известный
по гостинице "Метрополь", но строительство вёл архитектор
В.А.Коссов, один из проектировщиков Храма Христа Спасителя. 5 декабря 1905 года состоялось освящение церкви в качестве Кафедрального собора
Московского Консисториального округа. Зал кирхи славился своей акустикой. В
нём выступали известные московские и иностранные исполнители.
Здесь впервые были исполнены "Колокола" С.Рахманинова.
А осенью и зимой 1918 г. под упрвлением В.И.Сука и с участием
А.В.Неждановой исполнялся "Реквием" В.-А. Моцарта.
В 1918 г. собор получил статус Кафедрального собора России, а затем и всего
Советского Союза. Однако вскоре начались гонения. Тотальная война большевиков с
религией во всех ее проявлениях была направлена прежде всего на отторжение
церковных зданий от общин и переход их в собственность государства. Из
богатейшей церкви свв. Петра и Павла были изъяты многие ценности. Приход начал
сокращаться. Люди начали бояться ходить в церковь. В ноябре 1936 г. пастор
Александр Штрек и Церковный совет были арестованы, а службы прекращены. В 1937
г. собор передали под кинотеатр "Арктика", а затем студии "Диафильм",
произведшей перепланировку здания, в результате чего интерьер собора был
полностью уничтожен. Во время войны, в 1941 году церковный орган был вывезен в
оперный театр Новосибирска, где был частично пущен на металлолом, частично - на
декорации. Перед Всемирным фестивалем молодёжи и студентов в 1957 г. был
разобран шпиль собора. 4 сентября 1991
г. в просмотровом зале студии "Диафильм" епископ Харальд
Калныньш совершил первое богослужение после длительного перерыва. С
этого времени они стали регулярными, а в 1993 г. были перенесены
во входящую в соборный комплекс часовню, построенную по проекту
архитектора Ф.О.Шехтеля. Студию "Диафильм" постепенно
из здания выселили и в настоящее время здесь ведутся реставрационные
и восстановительные работы. Скажу ещё, что в комплекс входят
дом для служителей храма (в нём находилось училище при церкви),
небольша капелла и здание для женского отделения училища (арх.
В.А.Коссов, 1892 г.), в котором помещалась средняя школа.
Большой доходный дом (№10) напротив
библиотеки построен в конце XIX в. В середине 1920-х и начале 1930-х
здесь в одной из квартир на третьем этаже жил у брата поэт Осип
Мандельштам (1891-1944). Рядом - "шикарный" купеческий
особняк с лепным декором в сочетании с львиными масками и масками
шутов. Построен он был в 1878 г. архитектором К.В.Терским, а
в 1930-е годы надстроен двумя этажами. Соседнее с ним здание
(д. 8) - перестроенные палаты XVII в. После пожара 1812 г. дом
приобрёл классические черты и им владел Илья Евграфович Салтыков,
брат русского писателя-сатирика М.Е.Салтыкова-Щедрина, который
часто здесь .останавливался, приезжая в Москву. В 1980-е
в этом здании организовали секретную лабораторию Академии
наук СССР по изучению "физических полей биологических
объектов" и "феномена Д". Профессорам Юрию
Гуляеву и Эдуарду Годику было поручено возглавить группу по
исследованию экстрасенсорных способностей уже тогда знаменитой Джуны
Давиташвили. Несколько лет она числилась в штате старшим научным
сотрудником, получала зарплату с окладом в 180 рублей... В лабораторию
привозили пациентов из различных больниц и над каждым она "колдовала",
водила руками и излечивала... Официально была установлена реальность
и дано физическое обоснование не только феномену Джуны,
но и телекинезу Нинель Кулагиной, кожному зрению Розы Кулешовой...Остатки
научной лаборатории до сих пор существуют. Её официальное название:
"Биомагнитная лаборатория Института
радиотехники и электроники Российской Академии наук". Симпатичный
дом с классическим
портиком (№5), расположенный в глубине парадного двора, окружённого
флигелями, построен в 1817-1819 гг. купцом Е.Ф.Киппеном.
В конце XVII в. здесь находилось большое владение боярина Петра
Лопухина, дяди царицы Евдокии Фёдоровны, первой жены Петра I.
Когда Евдокия впала в немилость, будущий император всероссийский
насмерть запытал П.Лопухина, а её отца сослал воеводствовать
в далёкую Тотьму. Как пишет С.Романюк, в 1844 г. санктпетербургский
купец К.Х.Толь перестраивает флигель справа и надстраивает его
вторым этажом, а коллежский регистратор "из дворян"
И.А.Чернов в 1857 г. строит флигель слева. Позади главного дома
был большой сад, доходивший до Колпачного переулка. В конце
XIX в. весь участок покупает купец Ф.Н.Конкин, владелец фирмы
готового платья, имевший магазин в Верхних торговых рядах. Сейчас
здание занимают всевозможные офисы и общественные организации. От
Старосадского переулка, как раз напротив лютеранского храма, ответвляется
Петроверигский переулок. На углу с ним стоят два доходных дома.
Длинный дом №4, тянущийся почти до Маросейки, построен в две
очереди - в 1878 г. и 1904 г. В нём в 1920-е годы жил венгерский
писатель, участник венгерской революции 1919 г. Бела Иллеш (1895-1974).
Дом №6 проектировался как доходный дом Саровской пустыни (её
подворье находилось здесь ещё в XIX в.), но из-за 1-й мировой
войны смогли построить только часть его (
1913-16 гг., архитектор И.Т.Барютин). На углу Старосадского
переулка и улицы Маросейки сохранилась церковь
бессребренников Космы и Дамиана (д.2/14), по которой и назывался
раньше переулок. Возведена она была в 1625 г., а в 1791-93
гг. М.Ф.Казаковым по заказу А.Ф.Хлебниковой и её мужа подполковника
М.Р.Хлебникова, бывшего руководителем канцелярии у фельдмаршала
П.А.Румянцева-Задунайского, началось строительство нового здания
взамен старого обветшалого. Хлебников жил в доме напротив
(ул. Маросейка, д.17 - теперь там посольство Белоруссии). В
1793 г. Хлебниковы переехали на Басманную улицу. Строительство
завершили только в 1803 г.
Этот храм - один из наиболее ярких памятников зрелого классицизма.
Главный престол церкви - Исцеления Спасителем расслабленного
(судя по всему, храм был выстроен заказчиками по обету или в благодарность за исцеление кого-либо из членов этого семейства, или в просьбе о помощи в болезни;
врачебная тема с сюжетом исцеления - главная в этом храме);
приделы -
бессребренников Косьмы и Дамиана и святого Николая Чудотворца. Прихожанином
был поэт Ф.И.Тютчев, здесь молился Ф.М.Достоевский. В конце
1920-х гг. церковь закрыли и отдали различным учреждениям (мотоциклетный
клуб, архив, склад, библиотека и др.). В феврале 1933 г. Моссовет
распорядился "передать здание Управлению рабоче-крестьянской
милиции г. Москвы для использования по специальному назначению".
Во дворе же церкви устроили пивную, которую разобрали в 1950-е
гг. В 1958 г. храм был отреставрирован, кресты и шпили позолочены, а внутренние
помещения переоборудованы для удобства работавшей в ней конторы. В 1972г. позади церкви построили многоэтажное административное здание
для химической промышленности, а
вокруг церкви установили ограду. Вернули его верующим только в 1993 г. При храме действуют воскресная школа для детей и их родителей, приходская
библиотека, швейная мастерская и мастерская по изготовлению икон. Открыты
книжная и иконная лавки.
Продолжение
> 1
2
3
4
|